вопрос автору
> > Тимоти Френсис Лири
Тимоти Френсис Лири

Тимоти Френсис Лири


Предисловие

В момент зарождения религия и наука мало отличались друг от друга. Люди почтительно считали, что предназначение и смысл жизни известны высшему разуму, и ограничивались попытками разгадать тайны происхождения жизни, эволюции и смерти.

История религии и науки демонстрировала удручающее однообразие в проявлении догматического шовинизма: во главу угла ставилось выполнение ритуалов и следование догмам. Всем послушным догматикам властители духа обещали спасение и постижение тайн мироздания.

Религиозные ортодоксы средневековья сулили счастливое бессмертие в загробном мире тем, кто несчастлив в этой жизни.

Начиная с эпохи Возрождения, наука основное внимание уделяла безопасности и увеличению продолжительности жизни. Государство финансировало исследования в области физики, биологии, химии, метеорологии, геронтологии, т.е. направления, связанные с повышением уровня безопасности жизни и улучшением здоровья населения.

К счастью, побочным продуктом таких исследований стали случайные и незапланированные открытия, требующие нового философского осмысления. К примеру, химик-органик, экспериментировавший в лаборатории г. Базеля со спорыньей, как предполагаемым средством для снятия головной боли, открыл ЛСД. А военные ученые, разрабатывавшие электронные и кибернетические системы для наблюдения и контроля вооружения, создали схему, позволившую нам понять, что происходит в нервной системе человека во время употребления ЛСД.

За прошедшие семь тысяч лет существования человеческой цивилизации ни философия ни наука так и не смогли разумно объяснить, в чем же состоит смысл жизни. Неужели два полушария нашего мозга и вдвое большая, чем необходимо, продолжительность жизни - это ошибка переходного процесса? Неужели мы добываем знания лишь для того, чтобы с большим комфортом двигаться к священной могиле? Или у нас вообще нет ни роли, ни цели?

Современная научная космология исходит из теории <большого взрыва>. Согласно этой теории через несколько миллиардов лет наша планета погибнет во время взрыва солнца. Хотя с точки зрения астрономии это вполне научная теория, <большой взрыв> на поверку может оказаться <большим обманом>, если речь идет о судьбе человечества. Если мы приписываем коду ДНК дар предвидения и мудрость, то должны согласиться, что у генетического разума должен быть план ухода с планеты до того, как вспыхнет этот <фейерверк>.

Возможно, космология и метафизика откроют новую философию, которая будет развиваться по мере эволюции человечества, но сейчас становится все очевиднее, что нам не достает современ­ного видения философских проблем.

Наука подорвала авторитет и доверие к древним теологиям. Но наука не смогла найти им достойную философскую замену. Материализм Маркса и капиталистов-кальвинистов породил вульгарную религию безопасности, комфорта, долга, труда, ответственности, которая угрожает свободной жизни на планете и не может ответить на фундаментальные и наболевшие вопросы: Зачем? Что дальше? Неужели оправданием жизни можно считать комфорт и отсутствие безработицы? Неужели генетический код трудился три миллиарда лет, чтобы поселить нас на задворках галактики?

Научные сведения о нервной системе и коде ДНК, которые сейчас можно прочесть во всех школьных учебниках, понятны даже ребенку. Но эти факты настолько чужды иудео-христианским концепциям о природе человека, что их всегда замалчивают. Бессознательное сопротивление новым наблюдениям и научным открытиям типично для эволюции человеческого знания. Мы хорошо знакомы с тенденцией замалчивания фактов, которые противоречат религиозной догме ортодоксального монотеизма. Вспомним, как ватиканские астрономы уверенно отказывались смотреть в телескопы Галилея.

Иррациональное общественное безразличие, удивительная синхронность технологических к неврологических открытий позволяют предположить, что мир готов принять новое философское видение будущего. Представляем вашему вниманию новую философию. Это научная теория, потому что она опирается на эмпирические открытия в области физики физиологии, фармакологии, генетики, психологии поведения и, самое главное, нейрологии.

Эта теория фантастична. Но как показывает история развития науки, любая философия, которая считается академической догмой или насильственно насаждается государством, зачастую; не менее фантастична, чем философские течения, подвергаемые гонениям и цензуре. Согласно данным социологии, научно-фантастические теории вызывают ярость и возмущение только в тех случаях, когда возникает подозрение, что они могут внести больший вклад в развитие человеческого знания и свободы, чем официально признаваемые консервативно-ортодоксальные теории. Вспомним судьбу теорий, выдвинутых Сократом, Дарвином, Коперником, Галилеем или Пастером.

Я ставлю перед собой грандиозную задачу сжато изложить общую философию эволюции.

Эта философия опирается на современные исследования в области ядерной физики, астрономии, генетики, экспериментального импринтинга, нейрологии и экспериментальной психологии поведения. Результаты наших обширных экспериментальных исследований в области расширения сознания прекрасно согласуются с научными фактами. Мы поговорим о неврологической космологии - теории происхождения, эволюции и назначения жизни на нашей планете и за ее пределами; неврологической политике, определяющей основные проблемы свободы и общественного контроля; нейрологической гносеологии - теории познания субъективной истины и консенсусного (т. е. общепринятого, по коллективной договоренности) факта; нейрологической этике, определяющей, что такое субъективная добро и консенсусная добродетель; нейрологической эстетике, определяющей, что такое красота; нейрологической онтологии - теории о семи уровнях реальности и их взаимодействии; и нейрогенетической эсхатологии - определении естественного обретения бессмертия в процессе индивидуальной эволюции и эволюции вида.

Опасность этой философии кроется в том, что она конструктивна и практична. Базируясь на анатомии и физиологии нервной системы, она исследует характер изменения нервных функций под влиянием определенных фармакологических веществ. Нравится: нам или не нравится, но эта философия работает. Приняв фармакологическое вещество под названием ЛСД, человек автоматически входит в измененное состояние сознания и выходит за пределы действия нервных импринтов, которые устанавливают знакомую ему реальность. Действие кондиционированных цепочек приостанавливается, и все его эстетические, этические и гносеологические установки перестают действовать. Меняются приоритеты, ценности, взгляды, модели мышления... Подобно телескопу в астрономии и микроскопу в биологии, ЛСД подвергает радикальному пересмотру человеческую нейрологику, переключает мозг, заставляет его работать иначе, изменяет личность, вводит человека в состояние уязвимости и внушаемости, в котором его можно полностью переимпринтировать. Каким будет характер новых импринтов? Это полностью определяется внутренними установками человека и установками его окружения перед началом сеанса.

Нейрологическая теория, которая возникла на базе применения ЛСД, носит эвристический характер. Это значит, что она непосредственно связана с экспериментом и позволяет быстро, просто и эффективно проверить выдвигаемые гипотезы в ходе экспериментальных тестов. К примеру, гипотезу о причине и лечении аутической шизофрении (безусловно, одного из самых трагических и необратимых психических заболеваний) может легко проверить любой психиатр.

Но здесь мы сталкиваемся с весьма непростыми этическими и политическими проблемами. Техники изменения психики и ментального контроля, открытые в шестидесятых годах, вызвали бурную общественную полемику на тему гражданских прав и свобод в семидесятые годы. Самые простые и одновременно ключевые вопросы для эволюции нашего вида звучат так: Кто будет решать, чье сознание будет изменяться и как! Кто будет решать, кому контролировать изменяющие сознание фармакологические препараты?

Мы убеждены, что есть только один ответ на эти вопросы: только сам человек должен определять, хочет ли он изменять и расширять свое сознание. Хотя общество имеет право пресекать и контролировать явно антисоциальное поведение, оно не имеет права контролировать события, которые происходят в нервных системах и телах свободных людей.

Это положение об индивидуальной свободе и индивидуальной ответственности я формулирую в виде двух заповедей нейрологической эры:

Не изменяй сознание ближнего.

Не препятствуй ближнему, пожелавшему изменить собственное сознание.

На последующих страницах мы рассмотрим практические, терапевтические и образовательные аспекты применения нейрологики. Но мы всегда придерживаемся политической и этической позиции, согласно которой только сам человек должен владеть и пользоваться ключом к собственной нейрологической эволюции.


Часть первая

Расширение сознания;Открытие новых реальностей сознания (Онтологическое пробуждение)

Глава первая. Семь языков Бога

Однажды много лет назад я жил на вилле в Куэрнаваке. Один университетский профессор предложил мне попробовать <священные> грибы индейцев. Был яркий солнечный день. Я расположился в саду на берегу пруда и тщательно прожевал семь священных грибов. На протяжении <последующих пяти часов я находился в измененном состоянии сознания, кружась в каком-то трансцендентальном вихре вне времени и пространства. Этот опыт стал для меня первым, глубоким и сильным религиозным переживанием.

Рассказы о персональных ощущениях, какими бы страстно-откровенными они ни были и какие бы экстравагантные метафоры  для их описания ни использовались, всегда связаны с личной | историей рассказчика, и поэтому не имеют общефилософской ценности. После таких рассказов всегда возникают закономерные вопросы: <зачем?> и <ну и что?>.

Есть масса предрасполагающих факторов (интеллектуальных, эмоциональных, духовных, социальных), благодаря которым один человек ощущает готовность пережить масштабный опыт расширения сознания, а другой отчаянно сопротивляется любым попыткам открытия новых уровней сознания. Когда мне стало ясно, что потенциал человеческого мозга бесконечен, что мозг способен оперировать в неожиданных пространственно-временных измерениях, я понял, что моя долгая онтологическая спячка закончена. Это внезапный и мгновенный переход в состояние бодрствования я назвал <пробуждением>.

Глубокое трансцендентное переживание трансформирует человека и изменяет его дальнейшую жизнь. Пережив этот просветляющий опыт в августе 1960 года, я посвятил большую часть своих сил и времени попыткам раскрыть и понять тайны нервной системы человека.

Я повторял этот биохимический и (лично для меня) сакральный ритуал сотни раз, и практически всегда получал столь же глубокие религиозные откровения, как во время первого опыта. В это время мне очень повезло, потому что со мной согласились сотрудничать и проводить совместные научно-исследовательские эксперименты несколько сот ученых и аспирантов. В наших центрах в Гарварде, Мехико и Миллбруке мы вызывали трансцендентные переживания у многих тысяч людей. Среди добровольцев, переживших опыты расширения сознания, было более двухсот священников, причем половина из них исповедовала христианскую и иудейскую веру, а половина - восточные религии, ряд деканов богословских факультетов разных университетов, ректоров богословских академий, университетских капелланов, руководящих сотрудников религиозных фондов, известных редакторов богословских журналов и выдающихся философов-теологов. Не вдаваясь в подробности, скажу, что более 75% от общего числа этих добровольцев, совершавших путешествие расширения сознания, сообщали о приобретении интенсивного мистического и религиозного опыта, а более 50% от общего числа испытуемых утверждали, что пережили самый глубокий духовный опыт в жизни.

Наши экспериментальные исследования продемонстрировали, что при тщательной подготовке опыта расширения сознания, когда ожидания, установка и окружение субъекта духовно ориентированы, от сорока до девяноста процентов испытуемых переживают интенсивный мистический и даже апокалиптический опыт. Эти результаты можно приписать пристрастности нашей научно-исследовательской группы, которая заняла <экстравагантную> и даже опасную позицию, согласно которой у нервной системы есть не только духовно-эмпирический, но и секулярно-поведенческий потенциал. Хотя мы разделяем гносеологию научной психологии (объективные данные), наши основные онтологические допущения ближе к Юнгу, чем к Фрейду, ближе к мистикам, чем к теологам, и ближе к Эйнштейну и Бору, чем к Ньютону.

Но исследования влияния психоделиков на сознание человека проводили не только мы, но и другие группы психиатров и психологов. Например, в эксперименте, проводимом психиатром Оскаром Джанигером и психологом Уильямом Макглотлином с группой из 194 испытуемых, 73 человека принимали ЛСД как элемент психотерапевтической программы, а 121 человек вызвался участвовать добровольно. В ожиданиях всех участников эксперимента совершенно не доминировала религиозная установка. Тем не менее, были получены следующие результаты:

Повышенный интерес к вопросам морали, этики - 35%;

Повышенный интерес к другим универсальным концепциям (смысл жизни) - 48%;

Переоценка ценностей - 48%.

ЛСД надо использовать для:

Самопознания - 75%;

Приобретения новых целей в жизни - 58%;

Облегчения взаимопонимания между людьми - 42%.

В двух других исследованиях (Дитмана и др., а также Сэвиджа и др.), использовалась та же анкета, позволявшая провести впоследствии межэкспериментальное сравнение. Дитман и Сэвидж - психиатры, но клиническая ориентированность во втором экс­перименте была более религиозной (во время психоделического сеанса субъектам показывали религиозно-ритуальные предметы). В эксперименте Дитмана принимало участие 74 субъекта, а в эксперименте Сэвиджа - 96 субъектов. Суммарные результаты двух экспериментов таковы:

Пункт анкеты            Дитман (%)              Сэвидж (%)

Религиозный опыт    32                                    85

Осознание Бога, высшей

силы (высшей реальности)     40                              94

Довольно трудно понять, почему эти результаты игнорируются теми, кто якобы по роду своей деятельности занимается духовным ростом и религиозным развитием людей. Эти данные еще более интересны потому, что указанные эксперименты проводились в 1962 году. В тот период мистицизм и индивидуальный религиозный катарсис (в отличие от внешнего благочестия) считались крайне подозрительными, а классические, непосредственные, невербальные средства получения откровения и расширения сознания, такие, например, как медитация, йога, пост, монашеское затворничество, прием сакральной пищи и магических препаратов объявлялись нелегальными, общественно опасными и преследовались <по закону>. Двести профессиональных религиозных священ­нослужителей (упомянутых выше), которые согласились экспериментировать с расширением сознания, были ответственными, уважаемыми, интеллигентными и высоконравственными людьми. Они отдавали себе отчет в спорном характере процедуры и в том, что она может поставить под вопрос их репутацию и даже соответствие занимаемой должности. Тем не менее, результаты говорят сами за себя: в 75% случаев люди получали духовное откровение. Вполне возможно, что для получения яркого религиоз­ного опыта нужен <жар> полицейской оппозиции, как для острого меча из дамасской стали нужен жаркий огонь.


Глава вторая. Что такое религиозный опыт?

Вас, несомненно, интересует значение этой фразы, которой я столь вольно оперирую. Если позволите, я дам определение.

Религиозный опыт-это экстатичное, неоспоримо определенное, субъективное получение внутренних ответов на семь основ­ных духовных вопросов.

Конечно, возможна абсолютная субъективная определенность и при ответе на бытовые вопросы: Люблю я эту девушку или нет? Преступник Фидель Кастро или герой? Можно ли назвать <Янки> лучшей бейсбольной командой? Но проблемы, которые не касаются семи основных вопросов, относятся к светским играм, поэтому любые подобные убеждения, какими бы глубокими они ни были, не религиозны. Литургические практики, ритуалы, догмы, теологические спекуляции могут и часто перерождаются в светские игры, то есть совершенно не относятся к духовному опыту. Так что же это за семь основных духовных вопросов?

1. Вопрос о Высшей силе.

Какова основная энергия, действующая во вселенной, высшая сила, которая движет галактики и атомные ядра? Где и как все это началось? Каков космический план? Космология.

2. Вопрос об эволюции жизни.

Что такое жизнь? Где и как она возникла? Как она эволюционирует? Куда направляется? Биология, эволюция, генетика.

3. Вопрос о человеке.

Кто такой человек? Откуда он пришел? Каково его устройст­во? В чем заключается его функция? Анатомия и физиология.

4. Вопрос о сознании.

Как человек осознает, ощущает, мыслит? Гносеология, нейрология.

5. Вопрос об эго.

Кто я? Какая духовная, психологическая, социальная роль мне отводится в этом космическом плане? Что я должен делать? Социальная психология.

6. Вопрос об эмоциях.

Что я должен чувствовать в связи с этим? Психиатрия. Персональная психология.

7. Вопрос о финальном уходе.

Как я отсюда уйду? Анестезиология (любительская и профес­сиональная). Эсхатология.

Допускаю, что многие из вас могут не согласиться с точностью формулировок, но мне кажется, любой мыслящий человек, пусть и не философ, не станет спорить по существу этих вопросов. Разве большинство великих религиозных высказываний, восточных или монотеистических, не было попыткой ответить именно на эти вопросы?

Данные вопросы имеют колоссальное значение, и на них постоянно отвечают не только все религии мира, но и естественные науки. Перечитайте эти вопросы заново, но теперь с точки зрения целей

1) астрономии и физики;

2) биохимии, генетики, палеонтологии и теории эволюции;

3) анатомии и физиологии;

4) нейрологии;

5) социологии, психологии;

6)психиатрии;

7) эсхатологического богословия и анестезиологии.

Увы, как нам хорошо известно, наука и религия часто переходят в плоскость светских игр. Под давлением властных структур лаборатории и церкви бросают попытки решать фундаментальные вопросы. Вместо этого они отвлекают внимание людей, обещая им иллюзорную защиту и призрачный комфорт. Большинство из нас страшится узнать ответы на эти вопросы, причем независимо от того, дает ли их объективная наука или субъективная религия. Но если <чистая> наука и <чистая> религия обращаются к одним и тем же фундаментальным вопросам, в чем же разница между этими двумя предметами? Наука - это систематическая попытка зарегистрировать и измерить энергетический процесс и цикл превращений энергии, которые мы называем жизнью, чтобы ответить на фундаментальные вопросы с точки зрения объективных, наблюдаемых, открытых данных. Религия - это система­тическая попытка дать ответы на эти же вопросы субъективно, с точки зрения непосредственного, неоспоримого персонального опыта.

Наука - это социальная система, которая создает правила, ритуалы, роли, критерии, язык, системы отсчета для определения <координат> в пространстве и времени с целью получения ответов на фундаментальные вопросы объективно, июне. Религия - это социальная система, которая создает свои правила, ритуалы, роля, критерии, язык, системы отсчета для определения <координат в пространстве и времени с целью получения ответов на эти же вопросы субъективно, через внутренний опыт откровения.

Наука, лишенная таких духовных целей и признающая другие (пусть даже весьма популярные) цели, вырождается. Она становится светской, политической и, как правило, встречает новые факты <в штыки>. Религия, которая не дает непосредственные основанные на внутреннем опыте ответы на такие духовные вопросы (и не вызывает экстатический подъем), становится светской, политической и обычно противится попыткам получения персонального опыта откровения. Востоковед Р. Зехнер из Оксфордского университета, заслуживший репутацию жесткого и нетерпимого формалиста, как-то заметил, что опыт, который расходится с догмой, часто ведет к абсурдным и совершенно иррациональным выводам. Как любое безапелляционное и непримиримое заявление, это утверждение можно перефразировать: Догма, которая расходится с опытом, часто ведет к абсурдным и совершенно иррациональным выводам. Те из нас, кто посвя тил жизнь изучению сознания, смогли собрать значительные социологические данные, указывающие на тенденцию рационального ума варьировать собственные интерпретации. Но об этом чуть позже.

Читая сообщения субъектов, переживших опыт расширения сознания, мы вдвойне ограничены. Во-первых, они, в большинстве случаев, не обладают фундаментальной научной базой и знанием научной терминологии. Во-вторых, мы, исследователи, находим только то, что готовы найти в результате нашего поиска. Зачастую мы мыслим в рамках жестких психологических концепций: настроения, эмоции, субъективные оценки, категории диагностики, общественный настрой, религиозные клише.

За годы работы я общался с тысячами путешественников по территориям сознания, среди которых были мистики, йоги, оккультисты и шаманы. Все они спрашивали одно и тоже: можно ли объяснить их галлюцинации, видения, откровения, катарсис, экстаз, вспышки озарения, гениальные интуитивные прозрения не только на языке религии, психиатрии и психологии, но и в терминологии физических и биологических наук.

ДА.

<Невыразимые> и <экстатически религиозные> с точки зрения субъектов аспекты опыта расширения сознания - это, в действительности, непосредственное восприятие различных энергий, которые измеряются физиками, биохимиками, физио­логами, нейрологами, психологами и психиатрами.


Глава третья. Территории сознания

1. Вопрос о Высшей силе

А. Научные ответы на этот вопрос постоянно изменяются: законы Ньютона, квантовая неопределенность, строение атома и' ядра. На сегодняшний день известно, что фундаментальная энергия скрыта в ядре. Внутренность атома - это прозрачная пустая сфера, тонким слоем заселенная электронами; вещество атома состоит из невероятно малого ядра: если увеличить атом в миллиард раз, то он станет размером с футбольный мяч, но его ядро по-прежнему останется едва видимым - крошечной пылинкой в центре. Но это ядро создает сильное электрическое поле, которое удерживает вокруг себя электроны и управляет их движением.

На скоростях и в пространственных измерениях, которые не регистрируются нашими концептуальными умами, оперирует невообразимый хаос. Пульсации атомов, молекул, клеток, планет, звезд... Колебания, созвучные частоте колебаний атомного ядра.

Космос - это энергетическая сеть, вращающаяся в пространстве-времени. Более пятнадцати миллиардов лет назад начали формироваться самые старые звезды. Вращались диски из молекул газа (естественно, движимые ядерной силой), конденсировались и затвердевали облака. Сложная паутина магнитных полей сплеталась в звездные скопления, а каждое звездное скопление кружило в танце магнитных полей вместе с планетными системами, со всеми остальными звездами в галактике и с другими галактиками... С миллиардами галактик. А в каждой галактике - от ста миллионов по ста миллиардов звезд и до ста миллиардов планетных систем. Но при этом каждая планетная система медленно обращается вокруг своей звезды и вместе с ней - по эклиптике.

Пять миллиардов лет назад медленно вращавшаяся кар­ликовая звезда, которую мы называем солнцем, стала центром для магнитного поля протопланетного вещества. Сформировалась планета Земля. Через пять миллиардов лет запасы водорода на солнце полностью сгорят; планеты поглотятся взрывом в по­следний раз вспыхнувшего солнца. Остатки пепла от нашей планетной системы будут безмолвно кружить в темной бесконечности пространства. Но означает ли это, что игра жизни закончится? Вряд ли. Крошечный солнечный фонарик, один из ста миллиардов солнц в нашей галактике, станет едва заметным. Но наша галактика - это одна из миллиардов галактик, вращающихся с расширением и ускорением на скоростях, которые соизмеримы со скоростью света... Все галактики, в конце концов, погаснут, но их заменят новые, продолжая игру жизни и сохраняя великое равновесие.

Таков современный, вполне материальный космологический ответ на первый фундаментальный вопрос, который дают ядерная физика и астрономия.

Б. Религиозно-психологический ответ. В отчетах субъектов, участвовавших в опытах расширения сознания, часто содержатся фразы, описывающие похожие, хотя и субъективно переживаемые, явления.

(а) Я несколько раз входил и выходил из состояния, в котором ощущал себя настолько расслабленным, что раскрывался навстречу потоку, который пронизывал меня и омывал весь мир.. .Все предметы казались текучими и струящимися, они излучали раскаленный добела свет, мерцали, искрились, вспыхивали электрическими разрядами. Казалось, что это зарождение мира, который только начинает остывать, что его субстанция и форма все еще расплавлены и лишь понемногу начинают затвердевать.

(б) Тело распалось после того, как стало невыносимо тяжелым. Разум блуждал, исследуя залитые ослепительно ярким светом и неописуемые словами пейзажи. Откуда столько света - слои, толщи света, света над светом? Наверное, это и есть просветление.

(в) Я все сильнее ощущал пульсации - пульсации в моем теле, в каждом сосуде, в каждой клетке... Постепенно я слился с ритмом, космического пульса... В этом измерении не было ни форм, ни богов, ни личностей - одно лишь блаженство.

(г) Казалось, я проник в сущность бытия ... Каждый из миллиардов атомов, которые составляют переживаемый мной опыт и при обычных обстоятельствах остаются неразличимыми, усредненными и формируют лишь общее впечатление, сейчас стал видимым, различимым и приобрел собственные характерные признаки. Было и еще одно отчетливое ощущение - космической относительности. Наверное, универсальный опыт не сводится глобальному общему представлению. Возможно, все сущее это вечно продолжающееся накопление бесконечного числа дискретных точек зрения, каждая из которых оценивает целое под собственным ракурсом.

(д.) Я увидел всю историю и эволюцию человека. Я перенесся в будущее и увидел, что там снова чередуются войны и мирное время, периоды расцвета и эпохи крушений. Я подумал: <Все повторяется снова. О Боже! Пусть все изменилось, все чуть иначе, но суть остается прежней...> Я подумал об эволюции человека, и том, как из животного он превратился в духовную сущность. Но меня все дальше увлекало в будущее, и я стал свидетелем гибели планеты, - истории человеческих усилий, уничтоженных послед­ним разрушительным деянием Господа.

Испытуемые говорят о слиянии с чистой энергией, белым светом; о разложении макроскопических объектов на вибри­рующие структуры, видимые сети, о превращении внешних форм в волновые пакеты. Они осознают, что весь мир - это потоки энергии. Они ощущают малость и хрупкость нашей планеты. У них появляются видения пустоты или взрывов, свидетельствующих о конце мира, видения о циклической природе бытия, когда созидание чередуется с разрушением, и пр.

Я не прошу прощения за неубедительность и неадекватность этих слов. У нас попросту нет лучшей терминологии для описания внутреннего опыта. Если бы Бог разрешил вам проникнуть в суть божественного процесса, если бы он позволил вам на секунду попасть в центр атомного ядра или отправил в путешествие по отдаленной галактике, - как бы вы описали все, что там увидели? Если это сравнение кажется вам неубедительным, заумным или притянутым за уши, спросите людей, переживших опыт расширения сознания.

2. Вопрос об эволюции жизни

А. Научный ответ. Наша планетная система сформировалась пять миллиардов лет назад и ей предстоит просуществовать еще пять миллиардов лет. Жизнь, какой мы ее представляем, зародилась два миллиарда лет назад. Иными словами, около шестидесяти процентов своего существования земля была безжизненной. Кора медленно остывала и размывалась нескончаемыми потоками воды. <Осаждался плодородный минеральный ил в котором зародилась жизнь>. В результате ударов молнии в этом иле возникли аминокислоты - основные строительные кирпичики жизни. Затем началось нескончаемое производство белковых молекул в несметных количествах, а эти молекулы постоянно формировали новые образования. Разнообразие белков <превышает общее количество капель воды во всех океанах мира>. Далее появилась протоплазма. Клетка, в которой царит невероятная красота и гармония.

Когда мы задумываемся о невероятной активности современного города, нам трудно представить, что в клетках нашего организма происходят бесконечно более сложные процессы - непрерывный синтез, интеграция, производство, освоение, накопление, отторжение, обмен и управление... Все это происходит гармонично, при активном сотрудничестве всех элементов организма, слаженно и конструктивно.

Жизнь - это цикл повторяющихся, репродуктивных превра­щений энергии. Движение, вращение, скручивание, поглощение, изменение. Единица жизни - клетка. А программа жизни записана в генетическом коде, двух аминокислотах - переплетенной двойной спирали ДНК и контрольно-регуляторной РНК, которые определяют структуры живого вещества.

И куда все это движется? Астрофизики утверждают, что жизнь, как описывается в древних мифах индуизма о цикличности создания и уничтожения мира, - это временное явление, которое; возникает вблизи серединной точки планетного цикла. Жизнь на Земле возникла примерно через три миллиарда лет после начала отсчета солнечного цикла и будет продолжаться еще примерно два миллиарда лет. В это время солнечная топка настолько раскалится, что меньшие планеты (в том числе и Земля) закипят и сгорят. В других планетных системах время течет иначе, но их эволюция, скорее всего, подчиняется такой же программе.

В температурной истории планеты, которая может подкармливать разные формы жизни, наступает промежуточная стадия, а затем жизнь сгорает в великом всепожирающем огне. Эти данные соответствуют космологии.

Пламя, которое приводит в движение все формы жизни включая скопление клеток, которое мы называем нашим <я>, загорелось от крошечной одноклеточной искры в иле нижнего докембрийского периода, затем претерпело цепочку последовательных трансформаций и достигло более сложных форм. Нам приятнее говорить о высших формах, но давайте не игнорировать и не преуменьшать значение одноклеточной игры. Благодаря на она до сих пор процветает. Итак, наш родовой огонь горел в водорослях, жгутиковых, губках и кораллах (около одного миллиарда лет назад); затем в рыбах, спорах папоротника, скорпионах! и многоножках (около 6000 миллионов лет назад). Каждая клетка нашего тела берет начало в той искре жизни, которая вспыхивала в земноводных (какое роковое и сомнительное решение о выходе на сушу - стоила ли игра свеч?). Далее появлялись формы, которых становилось все больше, и были они бесконечно разнообразны - пресмыкающиеся, насекомые, птицы... пока, один миллион лет назад, не наступила эра австралопитеков. (Впрочем, найденным в 1964 году в восточной Африке ископаемым остаткам по оценкам ученых примерно один миллион семьсот пятьдесят тысяч лет!)

Эстафетный факел жизни далее переходит к культуре каменного топора, к питекантропу (разве вы не помните, как по очереди караулили слонов и саблезубых тигров?). Затем он ярко сияет в нашем прадедушке неандертальце (каких-то семьдесят тысяч лет назад) и неожиданно вспыхивает взрывом церебрального расширения, удвоившим кору больших полушарий мозга нашего дедушки кроманьонца (от сорока четырех тысяч до десяти тысяч лет назад). Затем он разгорается во всю мощь в современном человеке, наших древних неолитических братьях, живших в каменном веке, и в нас самих в эпоху бронзового и железного века.

Что дальше? Раса только зародилась и ей еще очень далеко до эпохи расцвета.

Превращение догоминидных австралопитеков в кроманьон­цев происходило примерно на протяжении жизни пятнадцати тысяч поколений... За этот относительно короткий период мировой истории семейство гоминид претерпело радикальное изменение формы; в самом деле: гоминиды оказались одной из групп живот­ных, у которых раскрылся огромный потенциал, и этот потенциал начал реализовываться с колоссальной интенсивностью. Поэтому вряд ли стоит надеяться, что в ходе естественного развития этот поток засохнет на homo sapiens recens. Человек не сможет оставаться таким, каким мы его сейчас знаем, современным типом sapiens. Предположительно, в течение ближайших сотен тысяч лет он значительно изменится физиологически и физически.

Б. Религиозно-психологический ответ. Соответствия этим эволюционным и генетическим концепциям можно найти в отчетах почти всех путешественников по неизведанным территориям сознания. Отслаивание пластов жизни. Ощущение себя одноклеточным организмом, цепким и живучим. Вы - это код ДНК, расплетающий многоклеточные эстетические решения. Вы непосредственно испытываете радости беспозвоночных; вы ощущаете, как формируется ваш позвоночник, появляются жабры. Вы - рыба с блестящими жабрами и искрящейся чешуей, вы слышите музыку древних эмбриональных приливов, глухо рокочущих в ритме жизни. Вы вытягиваетесь, извиваетесь и ползете. Вы ощущаете мышечную силу млекопитающих, вы чувствуете игру могучих мышц; когда вы выходите из теплого океанического бульона и осваиваете новую территорию, на вашем теле нарастает шерсть.

В сущности, опыт расширения сознания - это индуистская и буддийская теория реинкарнации, экспериментально подтверждаемая вашей нервной системой. Мы заново ощущаем в себе всех человеческих предков и проживаем их жизни. Мы проникаем нашу клеточную память, двигаясь вдоль спирали ДНК. Наша память хранится в <архивах> наших клеток. В нас живут все мужчины и женщины, которые когда-то рождались и любили> боролись и умирали. В нас живут наши уродливые и прекрасные сильные и слабые, отважные и трусливые, жадные и щедрые, злые и добрые, глупые и мудрые, низкие и благородные предки. Наши отцы, ставшие белковыми молекулами в небе, - внутри нас; и наши полногрудые матери, давшие нам имя-тоже в нас. Теплокровные шерстистые, потные, вонючие, стойко сражавшиеся приматы выходили из тьмы нескончаемой цепью, чтобы увидеть в течение доли секунды свет солнца и успеть передать нам в наследство драгоценное пламя жизни.

Какое имеет отношение история эволюционной реинкарнации к вам, ко мне, к расширению сознания и религиозному опыту Она самым непосредственным образом связана с современными событиями. Большинство путешественников по территориям сознания утверждают, что во время путешествия переживают эволюцию древних расовых и до человеческих форм жизни. Проще всего дать этим переживаниям психиатрическую оценку: <О, да это самые обычные галлюцинации. Всем известно, что химические препараты изменяют сознание, религиозный опыт делает из вас сумасшедшего, а ваши иллюзии могут принять любую психотическую форму>.

Но подождите, не спешите с выводами. Разве так уж невероятно, что клетки нашего мозга, или же <механизм>, встроенный в клеточное ядро, <помнит> неразрывную цепь электрических трансформаций, которая связывает каждого из нас с искровым! разрядом молнии, ударившей в докембрийский ил? невероятно 1 считаете вы? Тогда почитайте статьи по генетике. Почитайте и подумайте о сложной спирали белковых молекул ДНК, которые приняли нас одноклеточным организмом в момент нашего зачатия и планировали каждую из стадий нашего естественного развития. Во время удивительного процесса, который мы называем зачатием половина генетической программы передается нам в нетронутом виде матерью, а половина - отцом.

Вы, ваше эго, ваше старое доброе общественное <я> обучено помнить определенные даты, играющие важную роль в секулярном обществе: выпускной вечер, день рождения, свадьба. Но разве не могут остальные десять миллиардов клеток <помнить> другие жизненно важные и переломные моменты, - такие, например, как зачатие, внутриутробная жизнь, рождение? События, для описания которых в нашем языке мало или вообще нет слов? Каждая клетка в вашем теле - это современный носитель энергетического факела, который претерпел миллионы генетических трансформаций. Помните этот генетический код?

Так что теперь вы можете понять сложность задачи, которую я перед собой поставил. Я пытаюсь расширить ваше сознание,, прорваться в ваш макроскопический секулярный кокон, <активизировать вашу нервную систему>, одарить вас вспышкой озарения. Я пытаюсь связать два процесса, для которых у нас нет слов: процесс энергетических трансформаций при световых скоростях и процесс трансцендентного видения.

3. Вопрос о человеке

А. Научный ответ

Что такое человек? Древняя загадка, ответ на которую обычно дается в гомоцентрических пределах ограниченного сознания. Но взгляните на этот вопрос с точки зрения разума, свободного от <романтических заблуждений> о превосходстве человека. Исследуйте этот вопрос с точки зрения пришельца из внешнего космоса или объективного ученого.

Для начала дадим определение человеку с точки зрения анатомии и физиологии. Ведь именно так человек классифицирует другие виды. Итак, человек - это эволюционная форма, которая ведет свое происхождение от отряда приматов класса млекопитающих, характеризуется уникальным скелетом и наличием уникальных гематологических и эндокринных систем жизнедеятельности.

Как любое живое создание, человек - это носитель семени, носитель души, созданный <по образу и подобию Бога>. Грубо говоря, человек - это мешок из частично покрытой волосами кожи, в котором находится сложная система органов и систем жизнедеятельности. Хотя современный человек начал смутно представлять собственную физиологию, он практически не ощущает протекающие в нем физиологические процессы.

Лишь редкий современный визионер вроде Бакминстера Фуллера, способен представить гигантскую вселенную человеческого тела, оценить галактические масштабы соматических ощущений.

<Наш мозг состоит из квадрильонов фантастически скоординированных между собой атомов... Мне кажется, все мы вышли из колыбели поистине фундаментального невежества - невежества ума. Мы произносим слова, которые, с точки зрения нашего опыта, порой звучат довольно правдиво, но в действительности в высшей степени надуманы. Мы полагаем, что достаточно много знаем, и считаем себя ответственными за происходящее.

Истинно говорю вам, что бы вы ни ели на ужин, вы не имеете ни малейшего представления о том, что происходит с пищей в вашем организме. Находясь в здравом уме, вы не можете себе сказать: <Я принял решение, что на моей голове должен быть один миллион волос, и эти волосы должны быть такой-то толщины и такого-то цвета>. Мы этими процессами не ведаем; они происходят автоматически.

Я бы предположил, что все человечество скоро вступит в совершенно другие, новые отношения со вселенной.... Мы до быть честными... доверять собственным ощущениям, какими бы они ни были. Мы должны прислушиваться...>

Б, Религиозно-психологический ответ. Какие ключевые фразы прозвучали в этом отрывке? <Доверяйте своим ощущениям>, <автоматически... лишь малая доля сознательна>, <прислушайтесь>.

Это классический пример монолога, который произносит человек во время путешествия расширения сознания. Вы ощущаете поистине экстатический ужас, когда неожиданно сталкиваетесь с собственным телом и ощущаете, что оно живое. Вы погружаетесь в межклеточное вещество тканей, в квадрильоны клеток и соматических систем связи. Дрейфуете в потоке межклеточного вещества. Вас несет по туннелям и каналам проводящих сосудов.

Вы видите, как протекают микроскопические процессы. Вы созерцаете странные рельефы и ландшафты тканей. Ваше тело - целая вселенная. Это понимали гностики, отшельники, суфьи, тантрические гуру, йоги, оккультные целители. Что снаружи, то и внутри. Ваше тело - зеркало макрокосма. Царство небесное - внутри, в вашем теле. Великие психоделические учения Востока - тантра и кундалини-йога - считают тело человека священным храмом, семенным центром, искусно сконструированным ковчегом вселенной. И это тело каждого из нас.

Основной метод познания в восточных религиях связан с систематическим дисциплинированным осознанием функций тела.. В тибетской и индийской тантрах ученика обучают доверять соматическому опыту, настраиваться на энергетические потоки в теле, прислушиваться к сообщениям тела. Учат дышать, регулировать кровообращение, управлять автоматическими рефлексами и рефлекторным движением мышц, контролировать пищеварительные процессы, эрекцию и семяизвержение, осваивать сложный язык гормонов и настроения, работать с чакрами и исследовать психофармакологию тела.

Разве можно понять ритмы и язык внешнего мира, не освоив язык собственного тела?

4. Вопрос о сознании

А. Научный ответ

Все, что человек знает, сообщается ему нервной системой. Все знания человека о внешнем мире, о его месте и его роли в этом мире он получает от своих органов чувств.

Нейрологи и физиологи могли бы многое нам рассказать о невероятно сложных механизмах деятельности различных органов восприятия. Палочки и колбочки внутри глаз реагируют на свет, слуховая система откликается на колебания воздуха, язык снабжен вкусовыми сосочками. Органы обоняния воспринимают и обрабатывают витающие в воздухе запахи. Осязание реагирует на температуру, боль, давление.

Однажды я читал лекцию перед аудиторией священников и монахинь о сенсорных ощущениях, <Я держу в руках самую чувственную из когда-либо написанных книг, которая иллюстрирована самыми чувственными рисунками, которые вы когда-либо видели>, - начал я. Аудитория насторожилась, а зря. Это была <Анатомия и физиология чувств>.

Все наши представления и убеждения о существовании внешнего мира, единственные нити, связывающие наш одинокий солипсизм с другими формами жизни, энергии и сознания <извне>, основываются на данных, которые регистрируются на вашем чувственном радаре и обрабатываются нашим мозгом.

Каждый человек - это космический корабль. Нет, каждый человек - это галактика, которая одиноко вращается в пространстве, и единственные контакты, которые мы устанавливаем с другими галактиками, одиноко летящими в сотнях световых лет от нас, проявляются в виде слабо мерцающих сигналов, регистрируемых нашими органами чувств.

И какой поистине онтологический и гносеологический квантовый скачок веры мы совершаем, когда верим в существо­вание друг друга! Вы читаете эту страницу, свет попадает в ваши глаза, и ваш мозг видит черные закорючки на белом фоне, которые образуют слова и строки. Вы убеждены, что на самом деле читаете текст, написанный Тимоти Лири? Неужели вид этих темных полос на белой бум- заставляет вас поверить в существование человека по имени Тимоти Лири, который однажды в первый день Нового года сидел за столом, заваленным книгами, бумагами, выписками, газетными вырезками, табачными крошками, кофейными чашками и окурками и, глядя за окно на серебристую гладь Тихого океана, писал эти строки?

Как вы можете быть уверены в том, что эти строки не составлены компьютером, который продолжал сканировать и сортировать квадрильоны страниц из архивов прошлого, переставляя эти строки так, чтобы они отвечали именно тому уровню невежественной, суеверной и словесной магии, на котором вы чувствуете себя спокойно и комфортно? Читая эту книгу (благодаря -прению), вы верите, что Тимоти Лири существует? Если бы вы могли ко мне прикоснуться, вдохнуть исходящий от меня табачный дух, ощутить мое тепло, услышать мой голос или кашель курильщика, вы были бы больше убеждены в факте моего существования?

Здравый смысл подсказывает, что мир существует и <вне нас>.

Но процесс познания остается загадкой. И поразительные открытия в области биохимической нейрологии не упрощают наше понимание процесса познания, не облегчают представление о том, как мы осознаем происходящее.

Человеческий мозг состоит из десяти миллиардов нервных клеток, каждая из которых может взаимодействовать с 25000 нервных клеток. Общее число таких внутренних соединений <угает даже астронома, который привык оперировать астрономическими цифрами. Это число намного превосходит количество всех атомов во вселенной. Вот почему физиологи спокойно относятся к компьютерам. Размеры суперкомпьютера, который мог бы оперировать с таким числом внутренних соединений, стали бы сравнимы с размерами Земли.

В наш мозг, этот биологический компьютер, поступает около 100 миллионов чувственных данных в секунду от разных органов чувств. И где-то в этой галактике из десятков миллиардов клеток затерялась солнечная система взаимодействующих нейронов, которая осознает ваше общественное <я>. Ваше <эго> для вашего мозга - это планета Земля для нашей галактики, в которой вращаются сотни миллиардов солнц.

Б. Религиозно-психологический ответ на вопрос о сознаний теперь становится очевидным. Ответа нет, есть лишь суровый выбор: слепо надеяться или мучительно прозреть.

Заняв позицию пессимиста, внимательный, высоко со­знательный человек понимает, что он - не что иное, как практи­чески беспомощная жертва случайно или намеренно созданного поля световых, звуковых, химических энергий, воздействующего на его чувствительные нервные окончания. Однажды, когда мы безмятежно дремали, командные позиции неожиданно захватил преступный синдикат эгоистичных, психически нездоровых, жаждущих власти заговорщиков-эксплуататоров, которые начали подло подвергать цензуре и бессовестно манипулировать всем, что взаимодействовало с нашими глазами, ушами, носом, ртом, кожей. Это был прекрасно организованный заговор с целью порабощения нашего сознания, настоящий фильм ужасов, в котором наши захватчики точно решили, с какими именно энергиями и сенсорными раздражителями нам можно и разрешается взаимодействовать.



Лабораторное упражнение: можете ли вы показать здесь семь языков Бога?

Наши нервные системы, содержащие миллиарды клеток, монополизированы этими безжалостными и эгоистичными членами синдиката. Мы живем в бутафорских павильонах телестудии, которые <выстроены> нашими хозяевами, и играем роли, которые они нам отвели. Применяя классическую (Павловскую) систему формирования условных рефлексов с ее поощрениями и наказаниями, наши правители заставили ничего не подозревавших людей плясать под свою дудку.

Этот страшный синдикат, который устанавливает границы и тип нашего сознания (ради собственной выгоды), оперирует через наших родителей (тоже слепых и запуганных рабов), а также воспитательные и образовательные учреждения.

Мы отделены от наших органов чувств. Нас намеренно ослепили. Чувственное кондиционирование вынудило нас принять за <реальность> иллюзию, сотканную из комедии, трагедии и фарса. Нам никогда не избавиться от безумия, глубоко импринтированного в клетках нашей хрупкой, уязвимой нервной системы за годы младенчества и детства. Мы никогда не сможем полностью освободиться. Так считает пессимист.

С позиции оптимиста в этой ситуации можно найти свои положительные моменты. Мы ненадолго можем выбраться из этой нейрологической тюрьмы. Мы можем добраться до наших органов чувств, отключить кондиционирование и заново пережить почти невыносимое блаженство, непосредственно ощущая энергию, которая прорывается к нашим нервным окончаниям. Мы можем стать по-настоящему видящими, слышащими и ощущающими.

Пробуждение этих чувств, этот дзенский момент сатори, это мистическое озарение, когда сознание неожиданно концентрирует­ся на органе чувств, и есть самый основной аспект психоделического путешествия. Я - глаз! Я - слух! Я - нос!

Способность включать чувства, уходить от обусловленности ума, пульсировать в гармонии с энергиями, воздействующими на наши органы чувств, и умело управлять собственными чувствами на протяжении тысячелетий считалась привилегией мудрецов, святых и великих учителей.

Умение контролировать чувства составляет основную часть любого религиозного метода. Контроль не подразумевает диктат, подавление или ограничение. Под <контролем> следует понимать способность отключать разум, пренебрегать соблазнами символьного совращения и открываться навстречу нескончаемому потоку энергий, которые человек способен ощущать.

5. Вопрос об эго.

А. Научный ответ. Кто я?

Это основной вопрос, на который самонадеянно, чванливо, настойчиво и самодовольно отвечают общественные институты. Всегда, заметьте, с выгодой для себя. Каждая религиозная иерархия точно укажет вам, кто вы: католик, протестант, иудей или атеист, А каждое государство точно обозначит вашу национальную принадлежность, будь вы американец, русский или турок. Ну-ка предъявите паспорт! А бесчисленные мелкие, цементирующие общество структуры четко и мгновенно укажут, кто вы по профессии, политическим пристрастиям, социальной принадлежности и пр.

Сейчас появилась новая светско-государственная религия психология, великий поиск эго, игра воображения. Попытка найти современные ответы на все вопросы.

Американец отвечает на вопрос <кто я?> исключительно терминах искусственных социальных ролей. Какую роль и в каком телевизионном шоу ты исполняешь? Ты хороший или плохой? Какой у тебя рейтинг зрительских симпатий? Ты популярен? ~ типично поверхностное, житейское уклонение от любых попыток физического и метафизического отождествления.

Кто я? Вы сможете ответить на этот вопрос по-настоящему только тогда, когда покинете бутафорский павильон телестудии который выстроен специальными институтами в соответствии общественными и психологическими критериями нормальности!

Я существую на каждом уровне энергии и на каждом уровне сознания. Кто я? Я - это вы.

На атомном уровне я - галактика атомов. Я - вселенная, центр и храм-хранитель всей энергии. Я - это свет. Я - это вы.

На клеточном уровне я - неразрывная цепь жизни, высшая ступенька на лестнице ДНК, центр эволюционного процесса. Я - это жизнь. Я - это вы.

На соматическом уровне я - самая сложная и разумная форма энергетической структуры. Система моих органов и тканей представляет собой последнее слово в опыте космической миниатюризации и небесного архивирования. Я - это мое тело. Я - это вы.

На сенсорном уровне я - приемник, спутник связи, телескоп-радар, счетчик Гейгера, перехватчик сигналов, миллиард сенсор­ных микрофонов, улавливающих колебания энергетической системы планеты. Я - это вы.

Но каждое поколение привносит в меня нечто новое. Я, предвечный Бог, носитель атомов, носитель семени, в каждом поколении возвращаюсь в новом теле, выталкиваемый на новую сцену с новыми декорациями. Сейчас я американец. Когда-то я был ирландским фермером. Я был кельтским менестрелем. Я был... Я был... Я был... Всякий раз, появляясь на сцене, я приходил в смущение, не зная сюжета новой драмы, языка, на котором написан новый сценарий (она говорит, что ее зовут <мама>?), основ актерского мастерства. Всякий раз я забывал о своей атомной, клеточной, соматической и сенсорной божественности, мучительно и болезненно втискиваемый во что-то смехотворно нелепое и отвратительно неестественное, в то, что сегодня называется моей личностью, а вчера называлось кармой.

Таким образом, я, безусловно, психологическая единица. Ум, контейнер для реализации условных павловских рефлексов, общественный робот, где-то пригнанный хорошо, где-то плохо, порой хороший (одобряемый), порой плохой (подвергаемый цензуре). Центр моей психологической мандалы, главная движущая сила моей личности - это общественное кондициони­рование. Поощрение и наказание. Что скажут соседи? - вот начало и конец современной психологии.

Итак, кто же я? Я - это вы. Я - Тимоти... как бишь его... Я - носитель качеств, которые обожает и ненавидит аудитория <Ридерс Дайджест>.

Преданность эгоистического сознания социальной игре неизбежна. От этого никуда не деться. Мы не можем выйти из общества. Мы можем лишь перестать играть социальные роли и участвовать в социальных драмах, которые лишены любви, ограничивают нас и отвлекают от осознания нашей атомной, клеточной, соматической и сенсорной божественности. Духовные призывы трансцендировать эго тщетны. Эго существует точно так же, как и любой другой уровень сознания. Как существует карма. Мы можем лишь поставить сознание эго < в центр>, и увидеть его реальное взаимодействие с остальными нашими <я>. <Социальное эго> ужасно тривиально по сравнению с <атомным я>, <генетическим я>, но в этом и состоит великая мистификация игры в космические прятки, в которой <социальное эго> сумело завоевать такую огромную и одновременно бесполезную власть, что ему оказалось под силу отправить все остальные наши <я> в дальние уголки сознания.

Так что помолимся: всемогущее эго, отпусти меня! Освободи! Всемогущее эго, разреши моим глазам видеть!

Б. Религиозно-психологический ответ.

Современная психология, как и современный человек, не любит смотреть в глаза упрямым фактам о человеческой смерт­ности. Персональная шахматная партия приобретает великую значимость. Как я играю? Современное образование, реклама, да и вся культура в целом ведет развернутую полномасштабную кампанию по формированию у среднего человека представления, что он - <нежный и удивительный> (классный парень Джо, классная девушка Мэри).

И вдруг этот классный парень Джо переживает опыт рас­ширения сознания. Ему открывается игрушечно целлулоидная природа общественной реальности и социального эго. Одним словом, эго узнает, что оно - украшенный перьями и блестками третьесортный актер погорелого театра.

Эго узнает об атомной, клеточной, соматической и сенсорной природе Я, и о том, что его власть заканчивается. Оно испытывает ужас. Оно впадает в панику. Взывает о помощи. Психиатра мне! Психоаналитика! Караул! На помощь! Верните меня обратно, в тихий уютный бутафорский мирок.

Опыт расширения сознания дает именно этот жестокий ответ на вопрос о природе эго и раскрывает глобальное видение. С одной стороны, он заставляет испытывать страх потери эго, но с другой стороны позволяет понять, что эго, с его жалким очковтирательст­вом и амбициями - всего лишь один из аспектов моей личности.

6. Вопрос об эмоциях

А. Научный ответ.

Куда мне двигаться? В каком направлении идти? Что я должен в этот момент чувствовать? Такие вопросы связаны с чувствами и эмоциями.

В этой сфере наука <плавает>, она не способна дать вразумительные ответы, потому что у нее мало объективных данных, а общепризнанные (то есть психиатрические) теории эмоционального поведения наивны, неудовлетворительны и помпезно тривиальны. Теория Фрейда об эмоциях, которая на сегодняшний день считается лучшей, представляет собой смесь пошлости, банальности и талмудистского догматизма.

Все, что сказал Фрейд, в сущности, сводится к тому, что современный человек и общество бессовестно лгут. Общество лжет человеку и вынуждает человека лгать самому себе. Фрейд называл этот процесс самообмана подсознательным. Подсознательное - значит скрытое. Фрейд (детектор лжи, который лгал) добросовестно перечислил различные способы человеческого самообмана. Затем он разработал систему унизительных перекрестных допросов и разрушавшего психику промывания мозгов. Несмотря на эти ухищрения, редко встречался <нормальный> пациент, готовый отказаться от своей излюбленной системы лжи (предпочтительной для <разрешения> неразрешимых ситуаций) и перенять систему лжи психоаналитика. Вы когда-нибудь замечали, какими серыми и угрюмыми выглядят все психоаналитики вместе с их пациентами? Единственное приятное качество всех психоаналитиков - это их неспособность вылечить большинство пациентов, которые оказываются достаточно упрямыми и предпочитают придерживаться собственной и излюбленной системы лжи, а не конформистской лжи психоаналитика.

Если вы сомневаетесь в справедливости моих слов о варварском состоянии психиатрии и психоанализа, задумайтесь вот о чем. Сегодня, через пятьдесят лет после Фрейда, любая психиат­рическая лечебница остается оруэлловским концлагерем страшнее Освенцима, потому что работающие там садисты называют себя целителями душ. Двести лет назад наше обращение с деревенским идиотом и спятившей тетушкой Агатой было нежно-утопическим, если его сравнить с отношением к пациентам в лучших современных психиатрических лечебницах.

Где же нам искать научный ответ на <вопрос об эмоциях>? И сможете ли вы вынести правду?

Эмоции - это низшая форма сознания. Эмоциональные действия - это самая ограниченная, примитивная и опасная форма поведения. Романтическая поэзия и проза последних двухсот лет ловко скрывала от нас, что эмоции - это активная и опасная форма ступора.

Об этом вам скажет любой деревенский мужик. Остерегай­тесь эмоций. Следите за эмоциональным человеком. Он безумен.

Эмоции порождаются биохимической секрецией в организме, которая вырабатывается в чрезвычайных ситуациях. Эмоциональ­ный человек - это слепой, сумасшедший маньяк. Эмоции отупляют, человек становится эмоциональным наркоманом. Не доверяйте человеку, который манипулирует эмоциями.

Что такое эмоции?

В моей книге <Межперсоналъная диагностика личности> приводится классификация эмоций в их умеренном и крайнем проявлениях. Эмоции основаны на страхе. Испуганный человек всегда стремится прибегнуть к излюбленной тактике спасительного поведения: командовать, состязаться, наказывать, кричать, бунтовать, плакать, жаловаться, унижать, подавлять, успокаивать, соглашаться, раболепствовать, льстить, уступать. Так алкоголик тянется к бутылке, а наркоман - к дозе.

Эмоциональный человек не способен думать; не способен совершать реальные смелые действия (за исключением тех, что связаны с физической агрессией и силой). У эмоционального, человека чувства отключены. Его тело двигается механически, словно робот. Он утрачивает связь с клеточной мудростью и атомным откровением. Человек в эмоциональном состоянии - эго робот, отличающийся дикой и неистовой яростью в бою.

Б. Религиозно-психологический ответ.

Единственное состояние, в котором мы способны учиться, постигать, осознавать, развиваться, понимать, - это состояние, в котором отсутствуют эмоции. Оно называется блаженством или экстазом и достигается в результате сосредоточения на эмоциях.

Подобно только что уколовшемуся наркоману или алкоголику с бутылкой в руке, эмоциональный человек чувствует себя хорошо лишь тогда, когда садится на любимого конька: кого-то бьет сам или кто-то бьет его. Так он всегда побеждает в эмоциональном бою без правил.

Психологи называют любовью эмоциональную жадность, основанную на страхе. Но сознательная любовь - это не эмоция; это безмятежное слияние с самим собой, с другими людьми, с другими формами энергии. Любовь не способна существовать в эмоциональном состоянии.

Только человек с больной психикой или человек, совершив­ший головокружительное путешествие расширения сознания, может понять, что делают с человеком эмоции. Великое наслаждение мистического опыта заключается в мгновенном и неожидан­ном освобождении от эмоционального гнета.

Можете ли вы представить, что в раю есть эмоции? Эмоции тесно связаны с играми нашего эго. Оставьте эмоции у ворот рая.

Но если эмоции ослепляют, мучают и истощают, почему тогда они встроены в <арсенал> человека? У человека есть основная цель - выживание. Эмоции - это сигналы тревоги в чрезвычайных ситуациях. Организм в моменты смертельного ужаса испытывает взрыв активности. Как пойманная рыба, которая безумно бьется в сетях рыбака. Как загнанный в западню обезумев­ший зверь.

Эмоции нужны лишь в редкие моменты рефлекторных биохимических выбросов, стрессов, драки. Бывают моменты, когда эмоциональные угрозы, как шерсть, встающая дыбом на холке собаки, необходимы. Однако разумное животное избегает ситуации, вызывающих страх и сопровождающие его эмоции. Ваш умный пес или кот предпочитают расслабляться или играть: они вслушиваются в мелодию своих чувств, улавливают пульсацию внутренних биоритмов, прикрывают глаза и скользят на волнах клеточной памяти. Собаки и кошки блаженствуют постоянно, за исключением тех неприятных моментов, когда чрезвычайные обстоятельства требуют эмоционального реагирования. Эмоциональный человек - это эволюционный наркоман, постоянно и безрассудно накачивающий себя адреналином и прочими темными ферментами. Эмоции можно отключить лишь тогда, когда вы включаете чувства, осознаете свое тело, ощущаете клеточную реинкарнационную цепь, наслаждаетесь внутренним электрическим мерцанием и участвуете в играх пробужденного эго.

7. Вопрос о финальном уходе

А. Научный ответ.

Вопрос: Как все закончится?

Ответ: А ничего не закончится.

Спросите любого ученого (не имеет значения, какой из уровней энергии он изучает), и он вам ответит. Конца нет, есть  вечное продолжение в том же ритме. Тик-так. Тик-так. Вспышка, Темнота. Вспышка. Темнота. Вечная пульсация. Атомный уровень: галактики рождаются и умирают. Клеточный уровень: виды появляются и исчезают. Соматический уровень: биение сердца, тук-тук, тук-тук, тук-тук; легкие дышат: вдох - выдох, вдох - выдох. Сенсорный уровень: волны фотонов ударяются о берега сетчатки. Прилив - ты видишь; отлив - не видишь Нервный сигнал передается точками и тире по нервным волокнам. Свет - тьма. Свет - тьма. Звуковые волны накатывают на слуховую мембрану и отступают. Звук - тишина. Звук - тишина.

У всех форм энергии такой же ритм. Инь - Ян. Вперед - назад. И галактика, и каждая структура в галактике - это бинарная система, пульсация. Включено - выключено.

Физики, биологи, физиологи и нейрологи знают все о конце цикла и уровне энергии, который исследуют. Каждому ученому известно, что на каждом из уровней энергии смерть в точности симметрична рождению. Даже социологи и историки, изучающие структуру человеческих игр, знают, что социальные институты то появляются, то исчезают.

Есть лишь один уровень сознания, не признающий этой универсальной пульсации, и этот уровень сознания - наше ЭГО. Астроном невозмутимо наблюдает за взрывом сверхновой звезды и предсказывает гибель солнечной системы, но считает собственное эго чем-то вечным, нетленным и нерушимым. Эго не способно учиться на прошлом опыте и предсказывать очевидные события будущего, потому что его дико пугает мысль о собственной смертности. Эго фокусирует сознание на нескольких соседних фигурах шахматной доски, ибо знает, что одного взгляда за доску будет достаточно, чтобы мгновенно увидеть, как все началось и как закончится. Где начало и конец. Старт - финиш. Тук - тук. Вспышка - темнота. Тик-так.

Любящие родители Будды пытались сделать все, чтобы их сын не думал о четырех шахматных фигурах, которые кладут конец шахматной партии: о болезни, старости, смерти и учителе.

Все восточно-философские учения утверждают, что сущее - это иллюзия, майя. На каждом уровне энергии наблюдается последовательная серия переменных колебаний, которые кажутся такими же реальными, как отчетливо видимый жужжащий металлический диск, формируемый вращающимися лопастями включенного вентилятора. Эго сопротивляется такому представлению, затрагивающему основы его целостности и незыблемости. Нам не нравится, когда уменьшается частота кадров киноленты, потому что возникают досадные помехи. Но это напоминает о том, что мы видим не сплошное изображение, а последовательность сменяющих друг друга неподвижных кадров.

Жизнь - это иллюзия, секунды молниеносно сменяют друг друга. Сейчас ты видишь, а сейчас - нет.

И смерть - это такая же иллюзия. Самоубийство - это фарс. Желание уйти настолько же бессмысленно, как желание держаться за жизнь. Разве можно сойти с безжалостного конвейера, который продолжает двигаться, несмотря на интерпретации нашего ума и наше восприятие?

Но иллюзорная игра продолжается. Эго изо всех сил пытается объять необъятное. А затем, в моменты эмоционального отчаяния, решает спрятаться, уйти. Ад - это уверенность в том, что игра не прекратится и будет разыгрываться вечно. Конца нет. Ад - представление о том, что рубильник карусели жизни никогда: выключат. Самоубийство - это напрасная попытка выбраться из ада.

Ад - это ошибка в рассуждении. Ложная идея. Это застряло в бесконечно повторяющемся цикле, где крутится без конца и края. Самоубийство - это уход от это. Только эго созерцает ухе Можете ли вы представить животное, убивающее себя в порыве эгоцентризма.

Эго пытается отключить сознание при помощи анестезии Быстрое самоубийство или медленнодействующий наркоз. Алкоголь притупляет сознание и вызывает эмоциональный ступор. Большие дозы алкоголя <вырубают> и вызывают бесчувственность. Барбитураты, транквилизаторы, антидепрессанты и снотворные - это <пропуски на выход>, скупаемые безумным анестезиологом эсхатологом.

Вы когда-нибудь слышали, о чем говорит способный артикулировать наркоман? О дозе героина. Ему нужен героин, чтобы; в пустоту. В теплый мягкий кокон небытия. В тишину. В легкую смерть. Игра с небытием. Дрема. Переход в бессознательное. Уход за занавес. Последняя мысль наркомана, когда он отключается: <Насколько далеко я попаду на этот раз? А вдруг передозировка? Прощайте или до свидания?>

Б. Религиозно-психологический ответ.

Глубокий опыт расширения сознания - это сальто рожден и смерти, подключение к древнему ритму и превращение в ритм. Это победа над жизнью и смертью тех, кто видит пульсирующий танец энергий и хочет его исполнить.

Традиционно опыт расширения сознания связывался с решением проблемы ухода. Но смерти нет. Есть экстатичное радостное облегчение. Нечего страшиться и избегать. Не надо уходить. Есть лишь пульсация: свет - тьма, вспышка - угасание, включено - выключено, вход - выход, начало - конец.

Любопытно, что наркоман и просветленный Будда приходят к одному финалу: к пустоте. Выходит, героинист - это глубоко религиозный человек, впрочем, как и алкоголик. Вот почему нашим врачам и психиатрам никак и не удается их <вылечить>. Если вы смотрите на алкоголика или наркомана как на социального неудачника, возмутителя гражданского спокойствия, который нуждается в реабилитации, значит, вы совершенно не понимаете сути проблемы.

Чтобы лечить наркомана или алкоголика, вы должны смиренно допустить, что он духовный человек, признать космическую значимость его попыток трансцендировать игру жизни и помочь ему увидеть, что <отключающие> наркотики - это неверная методология, потому что невозможно всегда держать рубильник в положении <выключено>. Вы должны ему показать, что пустоты можно достичь не только методами анестезии, что есть великий религиозно-мистический опыт расширения сознания.

(0 оценок)